ONTOLOGICAL MODEL OF USER INTERACTION FOR THE PURPOSE OF RECEIVING INFORMATION SERVICE
https://doi.org/10.34822/1999-7604-2021-2-17-23
Abstract
The interaction of the user with the information system in the process of solving various tasks within the service provided by the information service is investigated. The use of an ontological model, objects participating in it, and their interconnections are substantiated. For this, an overview of similar existing models to the subject area is used. An original author’s ontological model is proposed. It introduces the basic concepts such as a user, task, information service, request service, control service, game service, information system, database, interaction, scheme, model, script, interface, form, graphic element. The nesting of model elements into each other and interaction between them is indicated.
The model is depicted in graphical and tabular form. The ways of further research and application predictions of the results are determined.
About the Authors
P. A. KurtaRussian Federation
E-mail: expert@kurta.ru
M. B. Buinevich
Russian Federation
References
1. Антюхов В. И., Остудин Н. В., Ярошенко А. Ю., Черных А. К. Информационная потребность должностных лиц центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях : материалы VII Междунар. науч.-практич. конф. Санкт-Петербург, 2015. СПб., 2015. С. 70–71.
2. Волщуков Ю. Н., Волщуков М. Ю., Израилов К. Е., Романенко А. В. Визуализация информационного обмена в условиях концепции Industry 4.0 // Автоматизация в промышленности. 2020. № 8. С. 23–29.
3. Виткова Л. А., Израилов К. Е., Чечулин А. А. Классификация уязвимостей интерфейсов транспортной инфраструктуры умного города // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2020) : сб. ст. IX Междунар. науч.-технич. и науч.-метод. конф. Санкт-Петербург, 2020. Санкт-Петербург, 2020. С. 253–258.
4. Израилов К. Е. Визуализация многопризнаковых уязвимостей программного кода с помощью метода главных компонент // Вестник Санкт-Петербург. гос. ун-та технологии и дизайна. Сер. 1. Естеств. и технич. науки. 2020. № 1. С. 3–8.
5. Зарубин С. В., Морозов А. Н., Колесов К. В. К вопросу оценки качества пользовательских интерфейсов компьютерных программ // Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации : сб. науч. тр. 14-й Междунар. науч.-практич. конф. Юго-Запад. гос. ун-та. Курск, 2019. Курск, 2019. С. 72–75.
6. Покусов В. В. Формализация и определение корректности протокола информационно-технического взаимодействия (на примере интегрированной системы защиты информации) // Информатизация и связь. 2021. № 2. С. 55–68.
7. Трегубов А. С. Разработка адаптивных контекстозависимых интерфейсов с использованием онтологических моделей // Кибернетика и программирование. 2017. № 6. С. 50–56.
8. Прокопьева Л. А., Заварцева Е. В. Проблемы формирования ментальной модели пользователя в контексте эргономического проектирования интерфейса // Материалы XXI науч.-практич. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов Национал. исслед. Мордовского гос. ун-та им. Н. П. Огарева. Саранск, 2017. Саранск, 2017. С. 351–357.
9. Олимпиев А. А., Шерстюк Ю. М. Предложения по усовершенствованию модели интерфейса пользователя оперативно-технологического управления инфотелекоммуникациями // I-methods. 2015. Т. 7, № 1. С. 17–20.
10. Vaytsel N. S., Bubareva O. A. Models and Methods of Computer-Aided Design of the User Interface of Software Systems // Mathematical Modelling, Programming and Computer Software. Bulletin of the South Ural State University. 2019. Vol. 12, № 1. P. 122–128.
11. Беликова С. А. Использование модели деятельности пользователя в предметной области для проектирования пользовательского интерфейса // Информатизация и связь. 2020. № 6. С. 88–91.
12. Курта П. А., Коломеец М. В. Обобщенная классификация интерфейсов транспортной инфраструктуры «Умного города» // Вестник кибернетики. 2020. № 4. С. 6–13.
13. Курта П. А. Взаимодействие пользователя с информационной системой. Часть 1. Схема взаимодействия и классификация недостатков // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2020. № 8–9. С. 35–45.
14. Курта П. А. Взаимодействие пользователя с информационной системой. Часть 2. Алгоритмы обнаружения недостатков // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2020. № 10. С. 34–44.
15. Ломоносова Т.С. Информационный сервис важность информационных услуг в жизни человека // Теория и практика современной науки. 2015. № 2. С. 87–88.
16. Израилов К. Е., Обрезков А. И., Курта П. А. Подход к выявлению последовательности одноцелевых сетевых атак с визуализацией их прогресса эксперту // Методы и технические средства обеспечения безопасности информации. 2020. № 29. С. 68–69.
17. Фаткулин А. Н. Моделирование распределѐнных информационных сервисов // Информационные технологии моделирования и управления. 2007. № 1. С. 126–133.
18. Струев Д. А., Бондарев Н. В., Будков В. Ю., Басов О. О., Ронжин А. Л. Концептуальная модель многомодального интерфейса абонентского терминала // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер.: Экономика. Информатика. 2016. № 23. С. 156–164.
19. Покусов В. В. Оценка эффективности системы обеспечения ИБ. Часть 1. Показатели и модели представления // Защита информации. Инсайд. 2019. № 2. С. 54–60.
20. Любчикова О. В. Типы интерфейсов и виды элементов // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 12–3. С. 121–124.
21. Буйневич М. В., Курта П. А. Методология исследования метода оптимизации информационного взаимодействия в аспекте решения задачи пользователя // Информационные технологии и телекоммуникации. 2019. Т. 7, № 4. С. 50–58.
Review
For citations:
Kurta P.A., Buinevich M.B. ONTOLOGICAL MODEL OF USER INTERACTION FOR THE PURPOSE OF RECEIVING INFORMATION SERVICE. Proceedings in Cybernetics. 2021;(2 (42)):17-23. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/1999-7604-2021-2-17-23