МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ
https://doi.org/10.35266/1999-7604-2023-1-16-20
Аннотация
Данная работа продолжает исследования авторов в области построения компьютерных тренажеров операторов технологических объектов управления. Предлагаемая концепция иерархического (двухуровневого) математического моделирования оперативного персонала, имитирующая динамические свойства человека и реализующая логический вывод принятия решения, позволяет оценивать качество и корректировать траектории обучения при реализации как индивидуального, так и коллективного обучения операторов. Для построения логико-динамической модели процесса обучения использовался аппарат нечеткой логики и Е-сетей (расширение сетей Петри).
Ключевые слова
Об авторах
М. Я. БрагинскийРоссия
кандидат технических наук, доцент
E-mail: mick17@mail.ru
Д. В. Тараканов
Россия
кандидат технических наук, доцент
E-mail: sprtdv@mail.ru
Список литературы
1. Благодарный Н. С., Кобозев В. Ю., Колмогоров А. Г. и др. Компьютерные тренажеры-имитаторы для обучения персонала безаварийной эксплуатации энерготехнологических котлов // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2015. Т. 1, № 1. С. 7–14.
2. Литвинов В. А. Компьютерные тренажеры как средство эффективного формирования компетенций обучающихся // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2020. № 1. С. 210–212.
3. Арапова Е. А., Крамаров С. О., Сахарова Л. В. Разработка концепции интеллектуальной платформы для реализации индивидуальной траектории обучения с учетом базового уровня знаний и психотипа обучающегося // Вестник кибернетики. 2022. № 1. С. 6–15.
4. Брагинский М. Я., Тараканов Д. В. Построение многофункционального тренажера по управлению теплоэнергетической системой // Вестник кибернетики. 2018. № 2. С. 161–168.
5. Gilbert D., Heiner M., Ghanbar L. et al. Spatial Quorum Sensing Modelling Using Coloured Hybrid Petri Nets and Simulative Model Checking. BMC Bioinformatics. 2019. Vol. 20 (Suppl. 4). P. 173.
6. Bevilacqua M., Ciarapica F. E., Giovanni M. Timed Coloured Petri Nets for Modelling and Managing Processes and Projects. Procedia CIRP. No. 67. P. 58–62.
7. Liu F., Heiner M., Gilbert D. Coloured Petri Nets for Multilevel, Multiscale and Multidimensional Model-ling of Biological Systems. Briefings in Bioinformatics. 2019. Vol. 20, No. 3. P. 877–886.
8. Blondin M., Finkel A., Haase C. et. al. The Logical View on Continuous Petri Nets. ACM Transactions on Computational Logic. 2017. Vol. 18, No. 3. P. 1‒28.
9. Брагинский М. Я., Тараканов Д. В. Концепция построения аналитико-имитационных моделей человеко-машинных систем управления с помощью Е-сетей // Вестник кибернетики. 2020. № 2. C. 50–57.
10. Брагинский М. Я., Тараканов Д. В. Моделирование взаимодействия коллектива операторов в процессе управления технической системой // Вестник кибернетики. 2018. № 4. С. 100–106.
11. Романенко Н. Д. Нечеткая логика в проектировании методической системы обучения математике в учреждениях высшего образования // Перспективы науки – 2016 : материалы IV междунар. заоч. конкурса науч.-исслед. работ, Казань, 10 октября 2016 г. Т. 2. Казань : Рóкета Союз, 2016. С. 237–242.
12. Фрейман В. И. Применение методов нечеткой логики для дешифрации и оценивания результатов обучения, представленных в компетентностном формате // Technical Progress of Mankind in the Context of Continuous Extension of the Society’s Material Needs. 2015. С. 13–17.
Рецензия
Для цитирования:
Брагинский М.Я., Тараканов Д.В. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ. Вестник кибернетики. 2023;22(1):16-20. https://doi.org/10.35266/1999-7604-2023-1-16-20
For citation:
Braginsky M.Y., Tarakanov D.V. SIMULATION OF OPERATORS TRAINING. Proceedings in Cybernetics. 2023;22(1):16-20. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/1999-7604-2023-1-16-20