Preview

Вестник кибернетики

Расширенный поиск

Моделирование режимов работы асинхронного двигателя с учетом несимметрии напряжения питающей сети

https://doi.org/10.35266/1999-7604-2025-1-4

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Асинхронные двигатели являются ключевыми элементами многих электроэнергетических систем, особенно систем электрификации технологических установок объектов нефтегазового комплекса. Повышение эффективности, надежности и безопасности работы асинхронных двигателей требует точного моделирования электромагнитных и механических процессов, особенно в условиях переходных режимов и при несимметрии питающего напряжения. В работе представлен обзор математической модели асинхронного двигателя с фазным ротором, разработанной на основе метода контурных токов для междуфазных напряжений. Модель учитывает влияние несимметрии напряжения питающей сети и позволяет исследовать переходные процессы, возникающие при различных режимах работы, включая пуск. Наличие качественной модели позволит спрогнозировать ресурс основных элементов машины и повысить качество работ по проведению диагностики неисправностей. В работе приведены результаты моделирования, выполнено сравнение с существующими моделями, показывающее эффективность предложенного метода.

Для цитирования:


Кислицин Е.Ю., Лукашов Д.С., Борисов И.Ю., Назаров А.А. Моделирование режимов работы асинхронного двигателя с учетом несимметрии напряжения питающей сети. Вестник кибернетики. 2025;24(1):26-30. https://doi.org/10.35266/1999-7604-2025-1-4

For citation:


Kislitcin E.Yu., Lukashov D.S., Borisov L.Yu., Nazarov A.A. Modeling of induction motor operation modes considering supply voltage asymmetry. Proceedings in Cybernetics. 2025;24(1):26-30. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/1999-7604-2025-1-4

ВВЕДЕНИЕ

Асинхронные двигатели (АД) являются ключевыми компонентами промышленных электроприводов, широко используемыми в различных отраслях. Их надежность и эффективность имеют решающее значение для непрерывности и экономичности производственных процессов. Однако реальные условия эксплуатации, нередко характеризующиеся неидеальным качеством электроэнергии, нелинейностью магнитных цепей, оказывают существенное влияние на характеристики и срок службы АД. Поэтому проблема разработки адекватных математических моделей, способных учитывать эти факторы, остается актуальной задачей современной энергетики [1, 2].

Существующие методы моделирования АД, например, основанные на преобразованиях Парка-Горева, широко используются, но могут иметь ограничения при анализе сложных режимов работы и при необходимости непосредственного определения токов в обмотках статора и ротора [3]. Метод контурных токов предоставляет альтернативный подход, позволяющий более детально учитывать особенности электрической цепи двигателя и ее взаимодействие с питающей сетью [4].

В настоящей работе представлен обзор усовершенствованной математической модели АДФР на основе метода контурных токов для междуфазных напряжений.

Целью работы является разработка модели, адекватно описывающей переходные процессы при несимметричном напряжении питающей сети, а также при различных режимах работы, возникающих в процессе эксплуатации электрических машин. Наличие качественной модели позволит спрогнозировать ресурс основных элементов машины и повысить качество работ по проведению диагностики неисправностей.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В последние годы наблюдается растущий интерес к моделированию АД с использованием различных математических подходов. Разработка точных и надежных математических моделей необходима для оптимизации параметров и прогнозирования поведения АД в различных условиях эксплуатации. Различные подходы к моделированию АД, представленные в научной литературе, имеют свои преимущества и ограничения.

Многие исследования сосредоточены на создании моделей, способных адекватно описывать динамические режимы АД. Например, в работах А. В. Шестакова и соавт. представлена математическая модель, основанная на дифференциальных уравнениях в двухфазной ортогональной системе координат, учитывающая потери в железе, эффект вытеснения тока в стержнях ротора и насыщение магнитной цепи. Предложенная модель позволяет моделировать переходные процессы и обеспечивает удовлетворительную точность при сопоставлении с экспериментальными данными [1, 2].

Другое направление исследований связано с разработкой моделей для анализа специфических режимов работы АД. В работе A. V. Smolyaninov et al. рассмотрена система многомоторного частотно-каскадного электропривода, для которой получена динамическая модель и структурная схема АД с частотно-каскадным управлением [3]. В работе M. Y. Pustovetov предложена математическая модель трехфазного АД в системе отсчета трехфазного статора, позволяющая моделировать токи ротора на их фактической частоте [4].

Также актуальной задачей является моделирование АД в условиях несимметрии напряжения питающей сети. В статье А. С. Глазырина была разработана n-фазная имитационная модель АД для исследования обрыва стержня в беличьей клетке, позволяющая исследовать работу двигателя как в нормальном состоянии, так и при обрыве стержней [5].

Некоторые работы посвящены разработке более точных моделей АД с использованием метода конечных элементов (МКЭ) для учета нелинейности магнитопровода, скоса пазов ротора и индуктивности лобовых частей обмотки [6]. Такие модели позволяют более детально анализировать рабочие режимы АД и оптимизировать их конструкцию [6, 7].

Однако, несмотря на значительный прогресс в области моделирования АД, остаются нерешенные проблемы. Представленная работа направлена на разработку усовершенствованной математической модели АДФР на основе метода контурных токов, пригодной для анализа широкого спектра режимов работы и диагностики неисправностей.

Математическая модель

Предлагаемая модель АДФР основана на эквивалентной схеме замещения, где статор и ротор представлены в виде взаимосвязанных контуров (рис. 1).

Рис. 1. Эквивалентная схема замещения АДФР с обозначением контурных токов, сопротивлений и индуктивностей

Примечание: составлено авторами.

Уравнения, описывающие электрическую часть модели, составляются на основе второго закона Кирхгофа для каждого контура. С учетом рис. 1 дифференциальные уравнения для междуфазных напряжений имеют вид (1):

где UABUBС – мгновенные значения линейных напряжений;

i1i2, i3i– контурные токи;

i3i– контурные токи ротора;

RARBR– активные сопротивления фаз статора;

RaRbR– активные сопротивления фаз статора;

Rдоб – добавочное сопротивление в роторной цепи;

Ψ1Ψ2Ψ3Ψ4 – потокосцепления соответствующих контуров.

i1 = iAi2 = –ii2i3 = iai4 = –iC.

Потокосцепления выражаются через контурные токи и индуктивности (2):

 (2)

где L11L44 – индуктивности обмоток.

Представленная математическая модель АДФР дает возможность моделировать не только эксплуатационные, но и аварийные режимы работы электрической машины. Так, при переходном процессе к рассматриваемой математической модели следует добавить уравнения электромагнитных моментов (3):

 (3)

где Mэ – электромагнитный момент;

Mc – момент нагрузки.

При моделировании режима запуска АДФР в i-м контуре, ток определяется как сумма токов ini периодической и i0i апериодической составляющей:

ii = ini + i0i.

Модель механической части АД описывается уравнением (вращательное движение) (4):

 , (4)

где j – момент инерции вращающихся частей двигателя и нагрузки;

ω2 – угловая скорость вращения ротора.

Система уравнений (1)–(4) решается численными методами (например, методом Рунге-Кутта) в среде MatLab/Simulink [8].

Сравнение результатов моделирования с экспериментальными данными, полученными для аналогичного двигателя, демонстрирует адекватность разработанной модели. Погрешность не превышает 10 %.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Представленная математическая модель АДФР на основе метода контурных токов обладает рядом преимуществ по сравнению с существующими моделями:

Во-первых, она позволяет непосредственно получать токи в обмотках статора и ротора, что важно для задач релейной защиты.

Во-вторых, модель позволяет учитывать влияние несимметрии напряжения питающей сети, что особенно актуально для современных электроэнергетических систем.

В-третьих, возможность изменения параметров модели (индуктивностей, сопротивлений) позволяет исследовать различные режимы работы и диагностировать неисправности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная математическая модель АДФР на основе метода контурных токов для междуфазных напряжений является эффективным инструментом для исследования переходных процессов, возникающих при различных режимах работы и при наличии несимметрии напряжения питающей сети.

Результаты моделирования подтверждают адекватность разработанной модели и демонстрируют ее применимость для задач релейной защиты и диагностики АДФР.

Список литературы

1. Шестаков А. В., Желнин В. В., Исмиев Р. Н. Экспериментальная проверка математической модели асинхронного двигателя при синусоидальном напряжении // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. 2015. № 1. С. 78–85.

2. Шестаков А. В. Математическая модель асинхронного двигателя, учитывающая реальные факторы, при ШИМ-питании // Общество. Наука. Инновации (НПК-2018) : сб. ст. XVIII Всероссийской науч.-практ. конф. в 3 томах, 02–28 апреля 2018 г. г. Киров. Киров : Вятский государственный университет, 2018. Т. 2. С. 1129–1136.

3. Smolyaninov A. V., Pocebneva I. V., Chernenkaya L. V. Mathematical model of asynchronous motor with frequency-cascade regulation // Proceedings of International Russian Automation Conference “RusAutoCon”, September 8–14, 2019, Sochi. Sochi: Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2019. p. 8867604. https://doi.org/10.1109/RUSAUTOCON.2019.8867604.

4. Pustovetov M. Y. A mathematical model of the threephase induction motor in three-phase stator reference frame describing electromagnetic and electromechani-cal processes // Proceedings of “Dynamics of Systems, Mechanisms and Machines (Dynamics)”, November 15–17, 2016, Omsk. Omsk: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2017. p. 7819069. https:// doi.org/10.1109/Dynamics.2016.7819069.

5. Глазырин А. С., Полищук В. И., Тимошкин В. В. и др. Математическая модель асинхронного двигателя в мультифазной системе координат при несимметрии роторных цепей // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2021. Т. 332, № 10. С. 213–227.

6. Кузнецов В. В., Николенко А. В. О моделях функционирования асинхронного двигателя в условиях некачественной электроэнергии // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2015. Т. 1, № 8. С. 8.

7. Загребаєв М. С., Звонецький М. С., С’янов О. М. Математичне моделювання перехідних процесів в асинхронному двигуні з короткозамкнутою кліткою в польовій постановці // Математичне моделювання. 2024. № 2. С. 66–76.

8. Яшин А. Н., Гильманов Э. А., Хакимьянов М. И. Моделирование механических характеристик асинхронного двигателя в пакете Matlab Simulink // Электротехнические и информационные комплексы и системы. 2021. Т. 17, № 2. С. 67–75.


Об авторах

Е. Ю. Кислицин
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

кандидат технических наук, доцент



Д. С. Лукашов
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

студент



И. Ю. Борисов
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

студент



А. А. Назаров
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

студент



Рецензия

Для цитирования:


Кислицин Е.Ю., Лукашов Д.С., Борисов И.Ю., Назаров А.А. Моделирование режимов работы асинхронного двигателя с учетом несимметрии напряжения питающей сети. Вестник кибернетики. 2025;24(1):26-30. https://doi.org/10.35266/1999-7604-2025-1-4

For citation:


Kislitcin E.Yu., Lukashov D.S., Borisov L.Yu., Nazarov A.A. Modeling of induction motor operation modes considering supply voltage asymmetry. Proceedings in Cybernetics. 2025;24(1):26-30. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/1999-7604-2025-1-4

Просмотров: 150


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-7604 (Online)