Перейти к:
Разработка методики мониторинга и оценки контента веб-сайтов общеобразовательных организаций для повышения их информационного наполнения
https://doi.org/10.35266/1999-7604-2025-3-7
Аннотация
В статье рассматривается проблемная ситуация с наполнением сайтов школ информацией, не входящей по требованиям законодательства в перечень обязательной для публикации, но являющейся крайне востребованной родительским сообществом, учениками, педагогическим составом. В данном подходе заключается научная новизна, поскольку имеющиеся решения направлены на работу только с обязательной для публикации информации на сайтах школ. Однако востребованной информации, как показал проведенный в данной работе анализ, на сайтах школ недостаточно. Таким образом, становится актуальной задача автоматизации мониторинга и оценки контента сайтов школ путем разработки методики для применения ее в автоматизированном программном комплексе мониторинга и оценки информации. Целью исследования данной статьи является повышение информационного обеспечения сайтов школ путем разработки и применения методики мониторинга и оценки контента веб-сайтов для автоматизированного программного комплекса. Для достижения цели решается ряд задач: анализ проблемной ситуации, разрабатывается классификация информационного обеспечения сайтов школ и разработка методики мониторинга и оценки информационного обеспечения сайтов школ. Объектом исследования в работе являются школьные сайты. Предметом исследования являются компьютерные методы обработки текстовой информации. Методология исследования включала анализ существующих методик оценки информационного наполнения сайтов. Результаты показали, что разработанная методика позволяет эффективно проводить оценку информационного обеспечения школьных сайтов, в том числе с помощью автоматизированного программного комплекса.
Ключевые слова
Для цитирования:
Комаров В.Н., Ерохин В.В., Рощин С.М. Разработка методики мониторинга и оценки контента веб-сайтов общеобразовательных организаций для повышения их информационного наполнения. Вестник кибернетики. 2025;24(3):63-71. https://doi.org/10.35266/1999-7604-2025-3-7
For citation:
Komarov V.N., Erokhin V.V., Roshchin S.M. Monitoring methods and assessment of educational organizations’ websites to enhance their content. Proceedings in Cybernetics. 2025;24(3):63-71. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/1999-7604-2025-3-7
ВВЕДЕНИЕ
Ранее, в ходе диссертационного исследования, авторы в работах [1][2] анализировали влияние современных интернет-изданий на общество. В рамках этого исследования была предложена концепция для отслеживания и анализа данных электронных новостных ресурсов. В материалах указанных публикаций представлены общая архитектура и алгоритм функционирования разрабатываемой системы. В статье [3] продемонстрировано моделирование данной системы с применением методов модельно-ориентированного системного инжиниринга. В настоящей работе представлена методика мониторинга и оценки контента для программного комплекса, направленная на повышение качества наполнения школьных веб-ресурсов.
Законодательством Российской Федерации закреплено определение – информационная открытость, а также структура официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формат представления информации [4][5].
Под информационной открытостью подразумевается обеспечение доступности сведений о деятельности образовательной организации для широкой общественности, включая родителей, обучающихся, сотрудников и других заинтересованных сторон.
Информационная открытость законодательно регламентирует, какую информацию образовательные организации должны публиковать на своих сайтах в обязательном порядке. Разработаны Приказы, Распоряжения, Методические указания и прочие документы, в которых расписаны перечни разделов сайта общеобразовательной организации, перечни обязательных к публикации документов. Информационная открытость контролируется надзорными органами, поэтому образовательные организации обеспечивают своевременное размещение обязательной информации на своих сайтах.
Иная ситуация сложилась с информацией, которая не является законодательно-обязательной к публикации, но востребована пользователями.
Информационное наполнение (контент) – это поддержание информационного наполнения сайта в актуальном состояние, отслеживание наличия разделов, востребованных у пользователей, популярности размещенных материалов, количества посетителей сайта, времени проведения пользователями на сайте, количества просмотренных страниц за один визит (глубина просмотра).
Эффективное информационное наполнение веб-сайта должно полностью отражать его цели и соответствовать базовым информационным запросам аудитории. Согласно ожиданиям пользователей, ресурс должен предоставлять данные, максимально ориентированные на их конкретные задачи и ключевые потребности. При необходимости недостающая информация может быть доступна через гиперссылки на внешние веб-платформы, где она размещена [6][7].
Ключевыми словами в определении термина информационное наполнение, в отличие от термина информационная открытость, являются: соответствие ожиданиям пользователей, информационные потребности (то есть важность информации для учеников, родителей и сотрудников школы). Можно выделить «неформальное» отличие информационной открытости от информационного наполнения. Первое направлено на официальную, законодательно обязательную для размещения информацию, а второе, в большей степени, на информацию, которая должна привлекать пользователей на сайт за счет популярности материалов, интересностью, актуальностью и достоверностью.
В табл. 1 показаны сравнительные характеристики информационной открытости и информационного наполнения сайтов школ.
Таблица 1
Сравнительные характеристики информационной открытости и информационного наполнения сайтов школ
Наименование параметра | Информационная открытость сайта школы | Информационное наполнение сайта школы |
Законодательная основа определения | Статья 29 главы 3 федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Рособрнадзора от 04.08.23 № 1493 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления информации» Приказ Рособрнадзора от 10.06.2019 № 796 «Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки» | ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014 «Эргономика взаимодействия человек – система» ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» |
Регламентируемость | Четкая структура обязательных разделов сайта и формат предоставления информации, что облегчает поиск и мониторинг информации | Информация размещается в произвольном формате и объеме. Структура разделов формируется произвольным образом, что затрудняет поиск и мониторинг информации |
Контроль | Контролируется надзорными органами, в том числе через официальный сервис Рособрконтроль.рф | Нерегулярный характер контроля руководством школы, в исключительных случаях – муниципальным (районным) управлением образования |
Характер информации | Официальный, чаще в форме документов, отчетов, планов, предписаний, и ориентирован на выполнение требований законодательства и отчетности перед надзорными органами | Информация ориентирована на потребителя (родителей, учеников, учителей), подается в простой, понятной форме (новостные сообщения, объявления, информация о жизни школы, направлениях внеурочной деятельности, олимпиадах, воспитании, профориентации и пр.) |
Цель | Обеспечение открытости и доступности информации, из перечня статьи 29 главы 3 федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в иных нормативных актах | Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательной организации, не входящей в обязательный перечень для публикации, но востребованной потребителями (родителями, учениками, учителями) |
Примечание: составлено авторами по [1][2][3][4].
Для решения задачи повышения информационного наполнения сайтов школ востребованной информацией необходимо разработать классификацию такой информации с целью использования ее в методике для автоматизированного мониторинга и оценки с помощью программного комплекса.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Для формирования классификации сайтов, включающей информацию, не закрепленную законодательно, но востребованную среди пользователей, был выполнен анализ выборки школьных сайтов (более 300 ресурсов в различных регионах РФ). В результате исследования выделен ориентировочный список разделов, используемых в качестве критериев оценки информативности сайтов. Общее количество таких параметров составило 70. Фрагмент данной классификации приведен в табл. 2.
Таблица 2
Фрагмент классификации разделов сайтов (параметров оценки информативности)
№ п. п. | Наименование раздела сайта (параметр оценки информативности) | Наличие на сайте есть/нет (1 или 0) |
| ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
|
1 | Дополнительное образование: • творческие объединения; • группы развития; • курсы; • кружки | (1 или 0) |
2 | Дополнительная внеурочная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ | (1 или 0) |
3 | Курсы подготовки к школе для детей 5,5–6 лет | (1 или 0) |
4 | Проектная деятельность: • учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов, формирование ИКТ-компетенций) | (1 или 0) |
5 | Инновационная деятельность: Технокластер • модернизация воспитательной деятельности; • опытно-экспериментальная площадка; • сетевое взаимодействие | (1 или 0) |
6 | Работа с детьми с особыми образовательными потребностями | (1 или 0) |
| ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА |
|
7 | Профориентация: • Единая модель профориентации (базовый уровень, основной уровень, продвинутый уровень), • Направления профориентации: a) профильные предпрофессиональные классы; b) урочная деятельность; c) внеурочная деятельность; d) воспитательная работа; e) дополнительное образование; f) профобучение; g) взаимодействие с родителями (законными представителями). Профориентационный минимум Проектория Единая платформа по профориентации «Билет в будущее» | (1 или 0) |
Примечание: составлено авторами по [1][2][3][4][8].
Методика мониторинга и оценки информационного обеспечения сайтов общеобразовательных организаций разработана с учетом пользовательского подхода, ориентированного на анализ потребностей и ожиданий целевых аудиторий (обучающихся, родителей, педагогических работников), которые определены как ключевые критерии оценки школьных веб-ресурсов.
В разделе «Общие положения» методики сформулированы: объект мониторинга, его предмет, практическая значимость, а также источники собираемых данных.
Задача исследования состоит в том, чтобы:
– выявить проблемы информационного взаимодействия образовательных учреждений с внешней средой;
– рассмотреть перспективы их цифрового развития;
– оценить, насколько школьные сайты способны эффективно отвечать на информационные запросы пользователей и улучшать качество онлайн-коммуникаций.
Проведение мониторинга сайта общеобразовательной организации осуществляется в два этапа (рис. 1):
- Cамообследование, мониторинг сайта общеобразовательной организацией на основании приказа руководителя: октябрь, май и размещение результатов на сайте общеобразовательной организации.
- Мониторинг сайта межшкольным методическим центром:
– промежуточный мониторинг сайтов, оценка сайта, с целью оказания методической помощи, в течение года;
– контрольный мониторинг сайтов 2 раза в год: в начале и в конце учебного года.

Рис. 1. Этапы проведения мониторинга и оценки информационного обеспечения сайтов общеобразовательных организаций
Примечание: составлено авторами.
Методика расчета интегрированного показателя информационного наполнения школьных сайтов основана на параметрах оценки информативности по классификации разделов сайта, представленных в табл. 2. Показатель формируется как совокупность:
– сводного рейтинга мониторинга сайта по классификации разделов – комплексного интегрального индикатора, объединяющего результаты, по наличию или отсутствию разделов;
– весов наполненности разделов, то есть заполнен или нет раздел, присутствующий на сайте.
Для информативности используется средневзвешенное значение оценок параметров сводного рейтинга и весов.
Расчет интегрированного показателя. Коэффициент наличия раздела на сайте школы (Rn = да – 1, нет – 0). Значение коэффициента при анализе сайта с помощью таблицы 2 составляет 0–70 баллов (как сумма имеющихся разделов). Однако следует отметить, что наличие раздела на сайте не означает, что он заполнен или информация на нем не потеряла актуальность. Поэтому необходимо применять корректировочные веса (Wn = от 0 до 1) к коэффициенту каждого имеющегося на сайте раздела. Если раздел заполнен (имеется хотя бы один подраздел из указанных в таблице 2 курсивом или заполнен основной раздел), Wn = 1, если не заполнен, Wn = 0. Тогда показатель рейтинга информационного наполнения сайта Iinformativnost будет вычисляться как средневзвешенная сумма набранных коэффициентов, умноженных на их веса по формуле (1). Максимальное значение Iinformativnost = 1.
, (1)
где:
Rn – коэффициент наличия на сайте n-го раздела из таблицы 2 по направлению «Информативность» (да – 1, нет – 0);
Wn – вес раздела (заполнен – 1…, не заполнен – 0);
n – количество имеющихся разделов (0–70).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Разработанный интегрированный показатель информационного обеспечения сайтов школ, который принимает значение от 0 до 1, позволяет сформировать таблицу классификации сайтов школ по информационному наполнению (табл. 3).
Таблица 3
Классификация сайтов школ по значениям интегрированного показателя информационного наполнения сайтов
Icontent | Группа сайтов по информационному наполнению |
0–0,2 | Низкое информационное наполнение |
0,21–0,4 | Ниже среднего информационное наполнение |
0,41–0,6 | Среднее информационное наполнение |
0,61–0,8 | Выше среднего информационное наполнение |
0,81–1,0 | Высокое информационное наполнение |
Примечание: составлено авторами на основании данных, полученных в исследовании.
Для апробации методики и проверки корректности интегрированного показателя информационного обеспечения сайтов школ был проведен мониторинг сайтов из общероссийского рейтинга образовательных сайтов (https://rating-web.ru), получивших наибольший балл за 2024 г.
С помощью сервиса similarweb.com, предоставляющего сведения о посещаемости сайтов, времени пребывания посетителей на сайте, глубине просмотра страниц и проценте отказа от просмотра сайтов, были отобраны данные о 100 школьных сайтах (внешние независимые показатели). Фрагмент таблицы представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Показатели школьных сайтов из рейтинга общероссийского рейтинга образовательных сайтов
Примечание: составлено авторами.
Данные показатели можно применить в корреляционном сравнении с интегрированным показателем информационного обеспечения.
Для получения показателя Iinformativnost была проведена «ручная» оценка 11 сайтов по параметрам информативности чек-листа таблицы 2 (рис. 3).

Рис. 3. Фрагмент таблицы оценки сайтов по параметрам информативности
Примечание: составлено авторами.
Проведем оценку корреляции интегрированного показателя с показателями глубины просмотра страниц сайтов и времени нахождения посетителя на сайте по методу Пирсона и Спирмена.
Коэффициент корреляции Пирсона (r) рассчитывается по формуле (2):
(2)
где:
x и y – две сравниваемые переменные (интегрированный показатель и глубина просмотра страниц);
n – количество точек данных (количество сайтов);
∑xy – сумма произведения парных оценок (x и y);
∑x 2 и ∑y 2 – суммы квадратов для каждой переменной.
Рассчитаем коэффициент корреляции по формуле Пирсона:

Коэффициент корреляции Пирсона – это показатель, который демонстрирует силу и направление линейной зависимости между двумя непрерывными переменными. Его значение может находиться в диапазоне от –1 до 1.
С помощью этого коэффициента можно определить, насколько данные на диаграмме рассеяния приближаются к прямой линии регрессии:
Если коэффициент равен +1, то это означает наличие идеальной положительной линейной зависимости: при увеличении одной переменной другая также строго увеличивается.
Если коэффициент равен –1, то это указывает на идеальную отрицательную линейную связь: при увеличении одной переменной другая пропорционально уменьшается.
Если коэффициент равен 0, то это говорит об отсутствии линейной корреляции между переменными: их изменения не связаны прямо пропорциональной зависимостью.
Стоит отметить, что коэффициент Пирсона не учитывает нелинейные связи и не подразумевает наличия причинно-следственной связи между переменными.
Получившийся коэффициент 0,5 говорит о 50-процентной зависимости просмотра сайта от его наполняемости.
Тем не менее следует провести второй расчет по ранговой корреляции Спирмена, которая исключает линейную зависимость данных.
Чтобы рассчитать коэффициент, нужно выполнить следующие шаги:
Сначала нужно упорядочить признаки по возрастанию, то есть распределить их в порядке от меньшего к большему. Каждому признаку присваивается порядковый номер – ранг. Если два признака имеют одинаковые значения, им присваивается одинаковый ранг, который равен среднему арифметическому от их порядковых номеров.
Затем для каждой пары сопоставляемых значений необходимо определить разность рангов по указанной формуле (3):
(3)
Возведение в квадрат разность di и нахождение общей суммы, ∑d 2.
Вычисление коэффициента корреляции рангов по формуле (4):
(4)
где d 2 – квадрат разностей между рангами; n – количество признаков, участвовавших в ранжировании.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена обладает следующими свойствами:
- Нормируемость: значение коэффициента корреляции рангов варьируется в пределах от –1 до +1. Если p= 1, это может указывать на наличие прямой связи между рядами. Если p = –1, это может свидетельствовать о наличии обратной связи.
- Независимость: для получения адекватного результата не требуется, чтобы коррелируемые ряды подчинялись нормальному закону распределения.
Было выполнено (рис. 4):
- Значения А и В были проранжированы, их ранги внесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В».
- В колонке dбыла рассчитана разница между рангами А и В.
- В колонке d2 каждая разница d была возведена в квадрат.
- Затем была найдена сумма квадратов.
- Далее был выполнен расчет коэффициента ранговой корреляции rsс использованием формулы.
- В завершение были определены критические значения.

Рис. 4. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Примечание: составлено авторами.
Результат: rs = 0.584.
Коэффициент Спирмена показал больший результат, подтверждающий корреляцию между данными просмотра сайтов и наполняемостью их контентом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработанная методика мониторинга и оценки информационного обеспечения, позволяющая провести классификацию сайтов школ по значениям интегрированного показателя информационного наполнения, составляет основу для разработки программного комплекса для автоматизации мониторинга и оценки информационного наполнения школьных сайтов.
Список литературы
1. Комаров В. Н., Рощин С. М. Мониторинг и системный анализ информации электронных СМИ для промышленных предприятий // «Наукоемкие технологии и интеллектуальные системы» : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., 23 ноября 2018 г., г. Самара. Самара : ООО «Агентство международных исследований», 2018. С. 36–40.
2. Комаров В. Н., Рощин С. М. Моделирование системы мониторинга и анализа информации электронных СМИ методами модельно-ориентированного системного инжиниринга // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». 2021. Т. 21, № 1. С. 12–22.
3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ; в ред. от 19.12.2023 // СЗ РФ. 2012 № 53 (Часть I) Ст. 7598. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
4. Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления информации : приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.08.23 №1493. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
5. ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014. Эргономика взаимодействия человек – система. Руководство по проектированию пользовательских интерфейсов сети Интернет. М. : Стандартинформ, 2015. 50 с.
6. ГОСТ Р 52872-2019. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. М. : Стандартинформ, 2019. 37 с.
7. Методика построения рейтинга информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных учреждений (школ). 2016. URL: https://www.hse.ru/data/2013/04/18/1297812643/site_school_metodik.pdf?ysclid=mbjgfha1zd831980027 (дата обращения: 05.06.2025).
8. Трусова А. Ю. Анализ данных. Многомерные статистические методы. Самара : Изд-во Самарского университета, 2023. 92 с.
Об авторах
В. Н. КомаровРоссия
аспирант
В. В. Ерохин
Россия
доктор технических наук, профессор
С. М. Рощин
Россия
кандидат технических наук, доцент
Рецензия
Для цитирования:
Комаров В.Н., Ерохин В.В., Рощин С.М. Разработка методики мониторинга и оценки контента веб-сайтов общеобразовательных организаций для повышения их информационного наполнения. Вестник кибернетики. 2025;24(3):63-71. https://doi.org/10.35266/1999-7604-2025-3-7
For citation:
Komarov V.N., Erokhin V.V., Roshchin S.M. Monitoring methods and assessment of educational organizations’ websites to enhance their content. Proceedings in Cybernetics. 2025;24(3):63-71. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/1999-7604-2025-3-7







